Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

Методическая копилка

Дата: 16 марта 2022 в 13:45, Обновлено 30 октября 2023 в 19:13

Конспект  классного часа «Можно ли меня назвать гражданином  Беларуси?»

(рекомендуется для учащихся 9,10,11 классов)

Цель: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.

Задачи:

-расширить знания учащихся о понятиях «гражданин», «гражданский поступок»;

-определить отношение каждого учащегося к позиции «быть гражданином», их отношение к святым понятиям «Родина», «Отечество»;

-формировать представления учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».

Подготовительная работа:

поручить нескольким учащимся подготовить выступления и компьютерные презентации о почетных гражданах Волковыщины героях Социалистического труда  Афанасик Терезе Владимировне и Скопине Иване Васильевиче, полном кавалере ордена Трудовой Славы Ольховике Казимире, Чеславовиче (информация в интернете «Честь и слава Волковыщины»).

Оборудование: паспорт, мультиборд, смартфоны, Конституция Республики Беларусь,  закон  Республики Беларусь «О гражданстве».

Ход классного часа  (работа в группах)

На доске записана тема классного часа «Можно ли меня назвать гражданином  Беларуси?», эпиграф:  Н. А. Некрасов «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Классный руководитель:

-Прочитайте тему нашего классного часа.

-Какой знак стоит в конце названия? Я хочу, чтобы мы вместе ответили на этот вопрос. Предлагаю вам поговорить о том, кто такой «гражданин Беларуси», какого человека можно так назвать? Являетесь ли вы гражданами Беларуси, любите ли вы нашу страну, гордитесь ли ею?

-Мы будем отвечать на эти вопросы по ходу нашего занятия.

Классный руководитель демонстрирует 1 страницу паспорта через мультиборд, можно также предложить принести на классный час свои паспорта (у кого они есть).

-Рассмотрим 1 страницу паспорта. Что написано рядом с изображением государственного Герба Республики Беларусь на трех языках? (учащиеся читают: паспорт гражданина Республики Беларусь)

Классный руководитель:

-Значит, чтобы быть гражданином Республики Беларусь надо иметь белорусское гражданство. В нашей стране есть закон «О гражданстве» (демонстрируется на экране).

В статье 13 Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению записано: Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка (демонстрируется на экране).

Классный руководитель:

(беседа)

- В законе говорится, что гражданство детей зависит от гражданства родителей.

-Является ли новорожденный в семье граждан Республики Беларусь гражданином Республики Беларусь?

-Обязательно ли родиться в Беларуси, чтобы стать гражданином Республики Беларусь?

-В статье 1 Гражданство Республики Беларусь говорится (демонстрируется на экране):  Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Классный руководитель:

Беседа (работа в группах c использованием Конституции Республики Беларусь глава 2).

-Давая гражданство, государство предоставляет своим гражданам права и свободы, старается окружить их заботой и вниманием. Порой мы не замечаем этого.

-В каком важнейшем государственном документе прописаны,  и какие права и свободы предоставляет государство своим гражданам?

(в Конституции Республики Беларусь; право на жизнь, право на труд, право на охрану здоровья, право на отдых, право на свободу,  неприкосновенность и достоинство личности, неприкосновенность жилища, право свободно передвигаться и выбирать место жительства, право на определение отношения к религии и др.)

(Учитель может спросить, как учащиеся понимают то или иное положение).

-Подумайте и скажите, в чем проявляется забота государства о своих гражданах?

(бесплатное доступное здравоохранение, бесплатное доступное и качественное образование, адресная государственная помощь малоимущим гражданам и семьям, государственное пособие при рождении детей, государственная поддержка пенсионеров и многодетных семей и др.)

Классный руководитель:

-Достаточно ли иметь запись в свидетельстве о рождении или паспорте, чтобы быть настоящим гражданином своей страны?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Классный руководитель:

- Быть гражданином – это не просто запись в паспорте, а состояние души, потребность человека в реализации своих возможностей и способностей на благо Родины и на ее процветание. Многие наши соотечественники обладают самыми обычными способностями и дарованиями. Но в определенных условиях проявляют  особые свойства, которые свидетельствуют о том, что перед нами настоящие граждане своей страны (примеры).

Выступление учащихся с информацией о почетных гражданах Волковыщины героях Социалистического труда Афанасик Терезе Владимировне и Скопине Иване Васильевиче (информация в интернете «Честь и слава Волковыщины».

Работа в группах.  С использованием смартфонов найти и подготовить сообщение с фактами биографии и достижений одного из наших знаменитых граждан (можно героев Беларуси А.И. Дубко, М.С. Высоцкого, Д. Домрачевой и др.)

Заключительная часть

Классный руководитель:

(беседа с элементами дискуссии)

-Давайте подведем итог:

-Кого же зовут гражданином?

-Какими качествами должен обладать настоящий гражданин? (уважать и любить свою страну, уважать государственные символы, соблюдать ее законы, работать и учиться, знать и уважать историю и культуру своего народа, беречь родную природу и ее богатства, помогать близким и чужим людям и др.)

-У вас на партах (можно сделать на доске) лежат схемы, дополните самостоятельно фразы (самостоятельная работа в группах)

(в центре схемы круг, в середине которого фраза «Я гражданин…». Вокруг слова «знать…», «выполнять…», «гордиться…», «любить…», «защищать…», «беречь…», «приумножать…». Учащиеся должны дописать фразы. Можно в виде цветка и лепестков, которые прикрепляются к сердцевине)

Классный руководитель:

-Дорогие ребята, вам строить новую Беларусь, преумножать ее славу и богатство. Будьте достойны нашей великой страны. А завершить наш классный час мне хочется словами великого русского поэта Н.А.Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».


Конспект  классного часа «В жизни всегда есть место подвигу»

(рекомендуется для учащихся 9,10,11 классов)

Цель: 

-знакомство с понятиями «герой», «подвиг»; получить ответ на вопрос: «Возможен ли подвиг в мирное время?»;

-формировать патриотическое отношение к своей стране на примере героических подвигов наших соотечественников в мирное и военное время.

Подготовительная работа:

-поручить нескольким учащимся подготовить выступления и компьютерные презентации о Михаиле Морозе, Владимире Карвате, Николае Чепике, Александре Мироненко, Андрее Ничипорчике и Никите Куконенко, Романе Когодовском (3-4 примера на выбор классного руководителя);

-подготовить выразительное чтение стихотворения А. Барто «О человечестве».

Оборудование:

-мультиборд, иллюстрации по теме, книжная выставка, компьютерная презентация, словарь С.И.Ожегова.

План классного часа

1.Вступительная беседа.

2.Толкование значений слов «герой», «героический поступок», «подвиг».

3.Толкование пословиц о героизме.

4.Беседа «В жизни всегда есть место подвигу».

5.Анализ стихотворения А. Барто «О человечестве».

6. Практическая работа.

7. Заключительное слово.

Ход классного часа

(учащиеся разделены на 2-3 группы)

I. Вступительная беседа (На доске написаны слова герой, героический поступок подвиг)

Классный руководитель.

-Прочитайте слова, записанные на доске, и выскажите свое понимание этих слов  (работа в группах).

- Кто такой герой?

-Что такое героический поступок?

- Что такое подвиг?

(Каждая группа думает и высказывает свое мнение о значении таких слов, как  герой, героический поступок, подвиг. Затем сравниваются   ответы учащихся  со значением этих слов в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова. Толкование значений записано на доске или используется мультиборд)

ПОДВИГ, -а, м. Героический, самоотверженный поступок. Совершить п. Воинский п. Трудовой п. П. во славу Родины.

ГЕРОЙ — ГЕРОЙ, -я, м. 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда. 2.

ГЕРОИЗМ — ГЕРОИЗМ, -а, м. Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Г. защитников Родины.

Классный руководитель. Теперь мы с вами имеем представление о том, что означают эти слова. А какие пословицы и поговорки вы знаете о подвигах, героях и героических поступках? (при затруднении можно предложить учащимся найти пословицы в словаре) (работа в группах).

На доске записаны пословицы

ПОСЛОВИЦЫ (можно по одной на группу)

- Герой никогда не умрет — он вечно в народе живет.

- Герой – за Родину горой.

- Сам погибай, а товарища выручай.

Классный руководитель предлагает учащимся объяснить понимание  смысла пословиц

II. Беседа «В жизни всегда есть место подвигу»

Классный руководитель.

-Когда мы чаще всего используем в разговоре эти слова: герой, героизм, подвиг? (Когда говорим о войне.)

- А в мирное время можно ли совершить подвиг? (Дети высказывают предположения.)

«В жизни всегда есть место подвигу», - однажды сказал писатель Максим Горький. Согласны ли вы с ним? (Дети отвечают.)

Классный руководитель. Люди могут совершить подвиг не только во время войны, но и в мирное время…

Выступления учащихся с информацией и компьютерной презентацией о героических подвигах наших земляков в мирное время (из предложенных)

III. Анализ стихотворения А. Барто «О человечестве»

Классный руководитель.

- Интересное стихотворение на эту тему написала Агния Барто. Прослушайте его и постарайтесь понять его основную идею.

Читает подготовленный ученик.

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига

Себе не приглядел.

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестренку младшую

На скверике пасти?!.

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом

В углу ревет сестра:

- Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

Классный руководитель.

-О ком это стихотворение?

- Как вы можете охарактеризовать главного героя? Что мешает ему выполнить свои обязанности?

-А как вы думаете, способен ли этот мальчик на подвиг? (Дети высказываются.)

IV. Практическая работа (работа в группах)

Классный руководитель. А какие добрые поступки, пусть не героические, но необходимые окружающим, вы можете совершить? Подумайте и запишите на листочке. (Ученики записывают и по желанию называют.) Пусть этот листок станет памяткой добрых дел, а может, даже и планом ваших действий. Заглядывайте в него чаще!

V. Заключительное слово

Классный руководитель. Не стоит бездействовать в ожидании подвига, сидеть, сложа руки, и ждать, когда же подвернется подходящий момент, чтобы совершить героический поступок. Живите и делайте добрые дела сейчас, сегодня по отношению к своим близким людям, друзьям и даже просто знакомым. Ведь ваши добрые дела – это и будут ваши маленькие подвиги, пока маленькие. Давайте жить, думая не только о себе, но и о других.


Конспект информационного часа "Приглашаем в Беларусь" во II классе

(рекомендуется для учащихся 1,2,3,4 классов)

Подготовила Беляева Надежда Аркадьевна

Тема: Приглашаем в Беларусь! (рекламная акция)

Цель:  формирование патриотических чувств, уважения к национальному достоянию, чувства ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей;  чувства гордости за свою страну.

Задачи:

  • создать условия для поиска характерных особенностей Беларуси, определяющих её как страну;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков, обогащению словарного запаса;
  • содействовать формированию интереса к изучению родного края и воспитанию чувства любви и уважения к своей Родине.

Оборудование:

теле- и аудиоаппаратура, детские газеты, журналы, фото школы для рефлексии, заготовки (берёзки, ёлки, кусты), заготовки  рекламной газеты

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи. У нас сегодня с вами очень ответственное занятие.

      2.  Введение в тему.

- Ребята, а знаете ли вы, что такое компания. Если мы заглянем в словарь Ожегова:

Компания – это группа людей, проводящих время вместе. Давайте плотненько сядем, обнимемся. Посмотрите, какая у нас компания!

   Помимо слова «компания » с буквой  «о», существует слово «кампания», которое пишется  через букву «а». Вы знаете его значение? Так вот, одно из значений слова «кампания» - это мероприятия для осуществления важной общественной задачи.

 -  А по какому поводу наша  дружная компания затеяла сегодняшнюю кампанию?

   - Правильно! 2021 ГОД ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. Об этом мы с вами говорили раньше. А сегодня мы с вами собрались, чтобы рассказать нашим гостям, которых ждём  в скором будущем, о нашей родной Беларуси, о нашем с вами городе.

- Знаете ли вы, что означает слово «реклама»?

  В переводе с латинского – это  означает выкрикивать. Сегодня реклама – это информация о товарах. Но есть ещё более понятное для нас с вами значение слова – распространение сведений о ком – то или  о чем-то для создания популярности. Мы с вами с помощью нашей рекламы будем распространять, т. е. рассказывать гостям о нашей любимой Родине, о том, чем она славится.

     3. Презентация реклам о Беларуси.

- Кто побывал в других странах, тот знает, что полюбить незнакомый край сразу трудно. Нужно время, нужны собственные наблюдения, знания о крае, общение с его жителями. Так и наши гости, они ещё не знают о том, за что они полюбят нашу страну. Давайте им поможем!

    Предварительно мы разбились на группы, где получили задания, результаты которых мы теперь соберём воедино и получим рекламную газету для наших гостей. Рекламная газета будет состоять из нескольких страниц.

 Итак, в путь.

1 страница нашего рекламного журнала – официальные новости. Пожалуйста, слушаем группу, которая готовила эту страницу.

  1.    Из интернета, а также рассматривая карту мира. Мы узнали, что                                                   наша Республика Беларусь находится в центре Европы.

  1. А также, что наша республика граничит с Литвой, Латвией, Россией, Украиной, Польшей.

- Ребята , в нашей республике проживает 9 млн.420 тыс. людей. Это 245 нашихгородов.

- Спасибо Вам, ребята, за информацию. А теперь слушаем следующую группу.

2 страница – символы Беларуси.

  1. –Наша группа тоже внимательно изучила справочники о Беларуси, Интернет и расширила свои знания о символах Беларуси.
  2.  – самый главный символ Беларуси. Обитает в Беловежской пуще. Самое крупное наземное млекопитающее, как в Европе, так и на территории России. Его рост – 1метр 60 см. Весит 500 кг.

  1. Ещё один символ Беларуси – аист. Эта птица – символ Беларуси еще с тех времен, когда наши предки верили в разных богов. Они думали, что после смерти душа человека переселяется в аиста и улетает у «вырай» – неизведанный край. По весне ждали возвращения птиц. Белорусы считали аистов предвестниками счастья и благополучия, связывали с ними надежды на пополнение в семье. Эта птица не только не боится человека, но и охотно селится рядом с ним. С давних времён люди верили, что, если во дворе поселились аисты, это к счастью.

  1. Отгадайте загадку и узнаете ещё об одном символе Беларуси..

Среди зелени травы,

Цветом неба ярким,

Голубеют те цветы,

А зовут их …

Этот цветок воспевался всеми белорусскими поэтами и писателями. Считалось, что василек обладает особой магической силой и может защищать от злых духов, а еще умеет изгонять демонов. Он выступает сильным оберегом и может защитить от негативного воздействия окружающей среды, а также убережет от сглаза и порчи.

- Спасибо вам, ребята, за интересный рассказ. А нас ждёт 3 страница – известные бренды Беларуси.

                   Бренды Беларуси — продукция, известная далеко за пределами нашей страны.

  1.  -    Известных белорусских брендов на мировом рынке очень много. Мы выбрали на наш взгляд самые интересные.

                  Наверное, не найдется человека, который хотя бы краем уха не слышал про  огромные машины - БЕЛАЗы. Этот самосвал может перевезти взрослого зубра, а люди на его фоне смотрятся сущими карликами!

  1. Предприятие ЭЛЕМА шьет одежду классного качества. Особенно оно славится производством стильных пальто, которые славятся во всём мире.

  1. Славится Беларусь и обувным производством. Компании БЕЛВЕСТ и «Марко» признают лидером обувного производства Беларуси. Продукция обеих компаний ценится   надёжным  качеством. У нас в городе открыты магазины от этих фабрик.

  1. Лен — один из символов Беларуси. Постельное белье, салфетки, одежда и даже еда – очень ценится во всём мире.

- Спасибо и вам за интересный рассказ. Молодцы.

Физминутка

- Мы все очень проголодались. И теперь попросим ребят из 4 группы рассказать нам про блюда национальной кухни.

Значительную часть национальной белорусской кухни составляют блюда из тёртого картофеля: драники, клёцки, колдуны, картофельные запеканки, бабка,  тушёный картофель с мясом и (или) грибами и др.

Но мы представляем вам такое меню:

  1. Первое блюдо - бульон с «колдунами» и ушками. В прозрачный  бульон кладут «колдуны» (это пельмени большого размера), предварительно проваренные 5 минут в кипятке, и варят до готовности. Ушки готовят из пресного теста, нарезая  ромбами. Защипывая противоположные концы, запекают в духовке и подают к бульону.

  1. НА ВТОРОЕ -Горячее мясное блюдо – драчена картофельная. В тертый сырой картофель добавляют муку, соль, соду, перец, лук,  жареные ломтики свинины. Все тщательно перемешивают и запекают на смазанной жиром сковороде. Подают драчену горячей, с маслом.

  1. И на третье - Сладкое – кисель белорусский. Из холодной овсяной муки и воды делают закваску. Когда она хорошо прокиснет, процеживают и заваривают густой кисель. Охлаждают в формочках, при подаче поливают сиропом из ягод. Можно подавать с холодным молоком.

  1. А на десерт предлагаем вкуснейшие конфеты от наших белорусских конфетных фабрик Коммунарка и Спартак.

5 страница. Интересные и памятные места Беларуси.

- Ну вот мы отдохнули, подкрепились и теперь можем любоваться красотами Беларуси.

Послушаем, какую экскурсию подготовили наши ребята.

1.- Мы решили ПРЕДЛОЖИТЬ побыватьгостям в нашей столице – городе Минске. Увидеть там можно много интересного. Это национальная библиотека, музей Великой Отечественной войны, остров Слёз на Немиге, Троицкое предместье , Театр оперы и балета.

3.- А также мы хотим предложить экскурсию по нашему родному городу. Обязательно нужно побывать на Шведской горе. Существует много легенд о названии этой горы. Но одна из них рассказывает  о том, что «Шведскую гору» во время войны насыпали шведские воины над могилой своего полководца. Это самая высокая точка в Волковыске.

4.В музее имени Петра Ивановича Багратиона вы узнаете, что наш город один из древнейших городов Беларуси. Узнаете, как он жил в годы войны, как строился и развивался до наших дней и почему так называется.

5.Побывав в нашем городе, вы просто обязаныпосетить костел Святого Вацлава и старинную Свято –Никольскую церковь. Оба эти объекта являются очень старинными. Красота убранстваи строение их завораживает каждого человека.

Ну вот. Наши гости устали и им нужно остановиться на ночлег . Что могут им предложить ребята из 6 рекламной группы.

  1. - Мы посмотрели предложения в интернете. Посмотрели  нашу местную газету – «Наш час» и вот, что выбрали для отдыха. Это

гостиница Берёзка. Там отличные номера, где есть всё необходимое. И мы узнали, что в нашей гостинице останавливался даже на президент Беларуси – Александр Григорьевич Лукашенко.

  1. Также можно предложить агроусадьбы – это отдых на свежем воздухе за городом.

Агроусадьба СЕЛЯХИ. Где можно спокойно отдохнуть и даже покататься на лошадях.

- Ну вот и закончился отчёт наших групп. Сейчас соберём наши страницы. И у нас получился рекламный журнал.

 4. Обобщение.

- Давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали на нашем занятии?

- Для чего мы создавали наш рекламный журнал?

- Осенью люди высаживают деревья, чтобы на следующий год наша Родина стала ещё краше. Я предлагаю вам озеленить и нашу школу.

Кому понравилось наше занятие, кому было очень интересно – посадите берёзку.

Кому совсем ничего не понравилось – куст.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.