Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

Профориентационная работа

Дата: 30 августа 2017 в 11:11, Обновлено 29 октября в 12:56


Цели и задачи профориентационной работы.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с МУК, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе

заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации образовательного процесса, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей , учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей , учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  • организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”).

Выполняющие рекомендации координатора:

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощьпедагогу- психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь: 

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

 Педагог  социальный:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог- психолог:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Направления и формы работы.

Организационно-методическая деятельность

  • Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися.
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний, (общешкольных., классных);
  • лектории для родителей;
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Как оценивать эффективность профориентации школьников

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  • Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  • Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
  • В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
  • Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

Критерии

Показатели

9 класс

10-11 классы

Когнитивный

(К)

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально

го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно- ценностный

(М-Ц)

1. Заинтересованность в получении знаний.

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

1. Устойчивые познавательные интересы.

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

3. Адекватная самооценка ПВК.

Деятельностно-практический (Д-П)

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.

2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

3. Ориентация на творчество.

4. Стремление к совершенствованию ПВК.

Приложение 1

Примерные мероприятия, включающиеся в план профориентационной работы школы.

Содержание деятельности

Ответств.

Организационная работа в школе

1

Оформление кабинета, уголка по профориентации.

“Твоя профессиональная карьера”

“В мире профессий”

“Слагаемые выбора профессии”

Оформление стенда (общешк.).

   “Образовательная карта г. Абакана”.

(шк. сеть, направления, учебные заведения)

     “В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”.

Совет по профориент.

2

Создание школьного совета по профориентации.

зам. дир. по восп. работе.

3

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные уч. завед. выпускников IX, XI кл.)

зам. дир. по восп. работе.

4

Сопоставление и обсуждение плана профорнентационной работы на новый учебный год.

Презентация. Защита планов воспитательной работы по профориентации.

“Организация профориентационной работы в классе”. 

зам. дир. по восп. работе.

5

Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации.

зам. дир. по восп. работе.

6

Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению.

Библиотекарь.

7

Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений.

Администрация

8

Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных. (Приложение 2)

Зам дир. по УВР, зам. днр. по восп. работе.

9

Предусмотреть введение элективных курсов и факультативов.

 «'Твоя профессиональная карьера",

 "Выбор профессии " и др.  (Приложение 3)

Зам. дир. по УВР.

10

Организация регулярная выпуска газеты "Кем быть"

Редколлегия.

11

Вовлечение уч-ся в общественно-полезную деятельность в соответствии с  познавательными и профессиональными интересами.

Зам. дпр. по восп. работе., кл. руков.

12

Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования,  МУК, Центром занятости.

звр, совет  по

Профориентации, кл. руковод.

13

Оформление и обновление стенда "Профессии, которые нам предлагают".

Зам. дир. по восп. работе.

14

Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками.

Зам. дир. по восп. работе, совет по профориентации

Работа с педагогическими кадрами.

1

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп.

Зам дир. по восп. работе

2

Организовать для педагогов и кл. рук.. цикл  семинаров по теме

 “Теория и практика профориентационной работы".

Зам. дир. по         УВР.                      Зам дир. по восп. работе

3

Предусмотреть в плане работы метод объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентацнонной работы, обмен опытом ее проведения.

“Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”.

“Система образования в России”;

“Система профориентащюнной работы в городе, в школе”;

“Методика профориентационной работы по возрастным группам”;

“Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”;

“Методические основы профориентации во внеклассной работе”;

“Работа с учащимися по интересам”;

“Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации”;

“Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”;

“Профориентация в процессе изучения основ наук”.

Зам дир. по восп. работе Руководитель       М.О.

Психолог

4

Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника.  (Приложение 4)

 “Исследование готовности учащихся к выбору профессии”

“Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”,

“Изучение склонностей и интересов”,

“Изучение профессиональных намерений и планов учащихся”

5-6кл

7-8кл

9-11кл

Психолог.

5

Организовать проведение конкурса пособий по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий.

Совет по профориент.

Зам дир. по восп. работе

6

Практиковать отчетность учителей-предметников, кл. руководителей, руководителей кружков о проделанной работе.                  

Зам дир. по восп. работе

7

Подготовка рекомендаций  кл. руководителям по учету профессиональной направленности уч-ся в педагогическом процессе.

Психолог.

8

Организовать помощь в разработке кл. часов.

Зам дир. по восп. работе

9

Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с уч-ся.

Зам дир. по восп. работе

Работа с родителями

1

Организовать для родителей  лекторий по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении".

Зам дир. по восп. работе

2

Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу  выбора профессий учащимися, элективных курсов.

“Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”.

К л.  руков., Психолог.

3

Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий.

Кл. руковод. Учителя-предм.

4

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия и учебные заведения.

Кл. руковод.

5

Спланировать проведение родительских  собраний  (общешко ль пых,  классных).

“Анализ рынка труда и востребованости профессий в регионе”

“Медицинские аспекты при выборе профессии”

Зам дир. по восп. работе

Кл. руковод

6

Привлекать родителей к оформлению профорнентац уголков, кабинетов профорнентац. стендов,  к организации экскурсий.

Кл .руковод

Учителя-предм.

7

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации.

Кл. руковод.

Психолог

8

Привлекать родителей к руководству кружками по интересам.

Зам дир. по восп. работе

Кл. руковод

9

Организовать для родителей встречи со специалистами.

    Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений колледжей экономики и права, пед образования, информатики и права, училищ, лицеев.

    Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений.

9 кл

11 кл

Кл. руковод

Психолог

Работа с учащимися

1

Предпрофильная подготовка

Курс “Выбор”

         “Твоя профессиональная карьера”

Учнтеля-предм.

Кл. руковод.

2

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города

6-11 кл..

Кл.руковод

3

Организация тестирования и анкетирования уч-ся с

целью выявления профнаправленностн.

Психолог.

 кл. руковод.

4

Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по

профориентации.

Кл. руковод.. Психолог

5

Проведение классных часов по изучению професснограмм учебных заведений.

К л. руковод.

6

Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся.

Психолог.

7

Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.

Праздник “Город  Мастеров”, “Встреча с Самоделкиным”

Кл. час “Есть такая профессия – Родину защищать”

Конкурс рисунков “Моя будущая пофессия”

                                   “Мама, папа на работе”

“Фестиваль профессий”

1-4 кл

Зам дир. по восп. работе

Кл. руковод

8

Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии"

Учителя "технологий".

9

Организация и проведение с уч-ся выставок “В мире профессий”

             “Транспорт”, “Военные профессии”

             “Информационные технологии”.

             “Строительство и архитектура””, “Машиностроение” и  т. д.

Организация и проведение с уч-ся викторин, бесед.

К.л. руковод., библиотекарь.

10

Проведение серий классных часов  (согласно возрастным особенностям)

  “Сто дорог – одна твоя”

  “Как претворить мечты в реальность”

  “Легко ли быть молодым”

  “К чему люди стремятся в жизни”

5-11кл.

Кл. руковод.

11

Организация и проведение встреч с представителями
различных профессий.

Кл. руковод.

12

Организация экскурсий и встреч со специалистами

“Центра занятости”.

Зам. дир. по В.Р.

13

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений

9-11кл.

Зам. дир. по В.Р.

14

Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т. д

Расширение знаний учащихся учителями- предметниками       

1-4 кл

6-11кл.

Учителя-

предметники

15

Организация экскурсий в МУК, помощь в определении профиля обучения.

7-9кл.

Кл. руковод., психолог

16

Обеспечение участия уч-ся  в работе ярмарки  вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.       

9-11кл.

Зам дир по В.Р

Кл. руковод

17

Оформление на каждого учащегося профориентационной карты.

Создание портфолио учащегося.  (Приложение 5)

Кл. руковод.,      психолог.

18

Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них уч-ся.

Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества.

Учителя "Технологий",

19

Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе  в учреждениях дополнительного образования.

Кл. руковод.

20

Организация "Дня выпускника" для уч-ся на бирже труда.

11кл.

Зам. дир. по В.Р. Кл. руковод.

Проведение диагностики по выявлению интересов уч-ся

Психолог.

21

Организация пятой трудовой четверти.

Обеспечение участия уч-ся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке:

    - знакомство с профессиями, связанными с растениводством

    - знакомство со строительными профессиями

    - пришкольный лагерь отдыха (педкласс)

7-8 кл

10 кл

Зам. днр. по В.Р., кл. руковод.

22

Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил дня выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.).

Кл. руковод.

23

Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профорнентационное значение.

Библиотекарь.

24

Защита проектов

      “Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана”

      “Ступени мастерства”

      “Мои жизненные планы, перспективы и возможности”

Кл. руковод.

Приложение 4

Календарный план работы по выявлению профессиональных интересов, склонностей и способностей.

Сроки реализации

Этапы

Взаимодействие

7-8 класс

9 класс

10-11 класс

1. Подготовительный этап

Сентябрь

  • Подготовка материалов.
  • Собеседование с классными руководителями.
  • Составление плана работы

Классный руководитель,

Зам. дир. по В.Р. психолог

2. Информационный этап

  Октябрь

  • Информирование учеников по проблемам досугового самоопределения.
  • Информирование о профильных классах данной школы и других школ города.
  • Информирование родителей о возможных вариантах выбора.
  •  Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута.
  • Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения.
  • Представление в доступной форме профессиограмм наиболее популярных среди учащихся профессий.

Классный руководитель

Психолог

3. Диагностический этап

 Ноябрь -

        Декабрь

  • Диагностика интересов, потребностей и склонностей:

- карта интересов;

- диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках.

  • Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости;

- анализ результатов досуговой деятельности;

- проведение экспресс-диагностики (определение типа мышления).

  • Анкетирование родителей:

- анкета “Мнение”.

  • Изучение интересов, потребностей и склонностей:

  - карта интересов;

  - диагностика свойств  личности.

  • Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости;

- анализ результатов досуговой деятельности;

- проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта).

  • Изучение интересов, потребностей и склонностей:

  - карта интересов;

  - диагностика свойств  личности.

  - анкета “Ориентация”

  - опросник Дж. Голланда;

  • Диагностика возможностей:

- анализ результатов успеваемости;

- анализ результатов досуговой деятельности;

- проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта).

- анкета “Стили познания”.

Психолог,

учащиеся,

родители

                                     4. Аналитический этап

 Декабрь -

       Январь

  • Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося.
  • Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.
  • Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций.

  • Обработка и анализ результатов диагностики.
  • Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.
  • Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий.
  • Обработка и анализ результатов диагностики.
  • Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося.
  • Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий.

Психолог

Учащиеся совместно с психологом

5. Обобщающий этап

 Февраль –            Март

  • Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута.
  • Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы.
  • Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом
  • Определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма “сильные и слабые стороны выбора”.
  • Выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору профиля обучения.
  • Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
  • Проведение серии индивидуальных консультаций для учащихся.
  • Работа с учащимися по анализу основного и запасного вариантов выбора с использованием алгоритма “Мой выбор”.
  • Индивидуальное консультирование родителей по проблемам выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения.

Психолог,

администрация,

классные руководители.

6. Заключительный этап

Апрель -

           Май

  • Работа по схеме

 “МОГУ + ХОЧУ + НАДО + Варианты выбора”

  • Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов образовательного маршрута после окончания 9 класса.
  • Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.
  • “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.
  • Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения.
  • Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио.
  • “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации.

Классный руководитель,

администрация

психолог

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.