ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕЛЬЧИЦАХ
Впервые в Лельчицах система образования начала формироваться во второй половине 19 века. Местный помещик, отставной инженер-подпоручик Российской империи Иван Охременко в 1866 году с помощью земства начал строить трёхклассное церковно – приходское училище, или так называемое «школа для поселянских детей»
В 1870 годы Министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств. В связи с этим в 1878 году помещик Лельчиц граф Иосиф Тышкевич за свой счёт организовывает школы для подготовки портных и кузнецов для детей крестьян и мещан. В 1879 году при местной Свято-Троицкой церкви начинает работу штатное народное училище, в котором преподаёт священник Павел Шимоновский.
В 1883 году в Лельчицком народном училище существовало 4 отделения, на которых учились от 10 до 12 человек. Училище было деревянным, одноэтажным, с квартирой для учителя, который часто менялся. Учитель приезжал сюда либо из Мозыря, либо из Турова. В это время, в период общественных потрясений в Российской империи отношения к церковной школе стало меняться. В 1884 году изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах кроме этого изучалась еще и история.
Обучение в Лельчицком народном училище контролировалось попечительским советом. Сюда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители Лельчиц, выборные лица от населения, пользующиеся школой. Лица, входящие в состав церковно-приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.
Занятия в земской школе проводились с классом, состоящим из детей нескольких лет обучения, одновременно занимающихся с одним учителем в одной классной комнате. Так как обучение не было обязательным, родители посылали детей в школу по желанию, четкого начала и окончания учебного года не существовало. Обучение, в среднем, продолжалось около 6 месяцев в году. Большинство детей не заканчивало полный курс земской школы, так как крестьяне в массе не считали образование сверх простой грамотности необходимым. Учебный курс земской школы не давал никаких прав при поступлении на государственную службу и призыве на военную службу.
Прохождение курса земской школы не давало права на поступление в средние учебные заведения, кроме как в их первый класс на равных основаниях с детьми, прошедшими домашнее образование.
Господствующая православная религия в Российской империи, а также политика «еврейской оседлости» не предусматривала обучение людей другого вероисповедания. Поэтому в 1886 году в Лельчицах при синагоге открывается ещё одна школа – иудейская молитвенная. В 1911 году Лельчицкое народное двухклассное училище было окончательно переведено в состав земских учреждений с установлением должности третьего учителя. К 1917 году двухклассное народное училище посещала 90 детей, из которых было 16 девочек.
Революционные события 1917 года и гражданская война разрушила сформировавшуюся систему образования, школа была заброшена, родители были озабочены другими вопросами жизни, которые были для них более важны. В 1921 году военные действия закончились подписанием Рижского мирного договора. Республика, в том числе и Лельчицы перешли к мирной жизни. Встал острый вопрос о восстановлении системы образования.
В новом государственном образовании – БССР в 1924 году началась политика, которая вошла в историю под названием белорусизации. С этой целью были созданы специальные комиссии для проведения этой политики в жизнь республики. Нужно отметить, что согласно Конституции БССР в республике государственными языками были объявлены кроме белорусского, также русский, польский и идиш (еврейский). Главным вопросом в становлении образования являлось создание белорусскоязычных учебных и воспитательных учреждений. Поэтому в 1925 году в условиях осуществления этой политики в Лельчицах была открыта школа на белорусском языке. Её посещали 211 учеников, из которых 99 было белорусов, 2 русских, 102 еврея и 4 поляка. В 1928 году на базе этой школы была создана семилетка. В 1933 году Лельчицкая семилетняя школа послужила платформой для создания Лельчицкой образцовой белорусской школы коммунистической молодежи (ШКМ). 1 сентября эта школа приняла первых учеников.
Нужно отметить, что в Лельчицах с давних пор проживало много евреев. Поэтому одновременно с Лельчицкой ШКМ начинает функционировать и еврейская школа коммунистической молодёжи. Эти школы уже имели обставленные кабинеты, существовала школьная библиотека, которая обслуживала также и школу еврейской молодёжи. Однако 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Лельчицкая школа в годы оккупации были сожжена фашистами. В свою очередь оккупанты пытались наладить свою систему образования, однако эта политика у них закончилась неудачно. В феврале 1944 года в освобождённых Лельчицах была открыта новая семилетняя школа.
В 1952 году семилетняя школа была преобразована в десятилетнею.
Год основания школы 1973