НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Методические рекомендации для подготовки к республиканской олимпиаде по финансовой грамотности среди учащихся, осваивающих содержание образовательных программ базового, среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования
Минск
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………….……………….........3
Регламент проведения олимпиады………………………………………...5
МОДУЛЬ 1. ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ……………………………………….6
МОДУЛЬ 2. НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ..........…….…….…………………….9
МОДУЛЬ 3. СБЕРЕЖЕНИЯ………………………………………………12
МОДУЛЬ 4. КРЕДИТЫ И ФИНАНСИРОВАНИЕ….…………..………14
МОДУЛЬ 5. ЦИФРОВОЙ БАНКИНГ….………………………………...18
МОДУЛЬ 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА………………..…………………………...21
МОДУЛЬ 7. СТРАХОВАНИЕ……………………………………………24
МОДУЛЬ 8. НАЛОГИ И СБОРЫ……………..………………………….27
МОДУЛЬ 9. ИНВЕСТИЦИИ, ЦЕННЫЕ БУМАГИ….………………….29
МОДУЛЬ 10. ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА………………………..32
Введение
Необходимость повышения уровня финансовой грамотности населения обусловлена развитием финансового рынка: стремительным развитием информационных технологий в финансовой сфере, ростом разнообразия форм и видов предоставляемых финансовых услуг, увеличением финансовой вовлеченности населения.
Рост доступности финансовых услуг, с одной стороны, предоставляет новые возможности, а с другой – генерирует дополнительные риски и опасности. Поэтому повышение финансовой доступности должно непременно сопровождаться адекватным ростом знаний о финансовых продуктах и услугах, умением их правильно использовать, то есть повышением финансовой грамотности.
Работа по повышению уровня знаний и формирования навыков в области финансов у подрастающего поколения является одной из важнейших составляющих проводимой в этом направлении работы. Практика свидетельствует, что без знания основ финансовой грамотности нельзя сознательно воспринимать экономическую действительность, разбираться в социально-экономической жизни общества, компетентно и эффективно решать задачи хозяйственной практики. Выделение учащихся учреждений образования в отдельную целевую группу обусловлено также рядом факторов:
особенностями молодежной культуры, пропагандирующей высокую потребительскую активность;
склонностью делать выбор импульсивно, зачастую опираясь только на рекламные сообщения, не обращаясь к объективным информационным источникам;
эффективностью донесения финансовых знаний именно в молодом возрасте, когда люди наиболее хорошо обучаемы.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 241/6 утвержден план совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019 – 2024 годы. В соответствии с документом охват финансовым образованием школьников и молодежи признается важным направлением работы.
Среди мероприятий плана, ориентированных на школьников и молодежь – ежегодное проведение республиканской олимпиады по финансовой грамотности для учащихся, осваивающих содержание образовательных программ базового, среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования (далее – олимпиада по финансовой грамотности). Цель ее проведения – формирование базовых финансовых компетенций у школьников и укрепление потенциала учащихся, как будущих потребителей финансовых услуг, популяризация знаний в области финансов.
Стоит отметить, что олимпиада по финансовой грамотности в первую очередь несет обучающую, развивающую функцию, формирующую сознательное, разумное поведение в сфере финансов. Задания олимпиады нацелены на развитие адекватных представлений об управлении личными финансами и формирование навыков ответственного, грамотного потребительского поведения на финансовом рынке. Таким образом, мероприятие является инструментом формирования функциональной грамотности учащихся, способности человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Финансовая грамотность подрастающего поколения рассматривается как индикатор общественного благополучия молодых людей и как основа их безопасности жизнедеятельности.
Настоящие методические рекомендации разработаны в помощь учащимся и педагогам при подготовке к участию в олимпиаде по финансовой грамотности. Методические рекомендации включают описание тем олимпиадных заданий, рекомендуемые источники информации (нормативные документы, учебную литературу, ссылки на официальные сайты государственных органов Республики Беларусь), примеры вопросов с ответами и пояснениями.
Регламент проведения олимпиады.
Участниками олимпиады могут являться учащиеся, осваивающие содержание образовательных программ базового, среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования.
Олимпиада проводится в четыре этапа:
первый этап – в учреждениях образования,
второй этап – районный (городской),
третий этап – областной (Минский городской),
заключительный этап – республиканский.
Олимпиада проходит в следующие сроки (в 2023 году):
первый этап – сентябрь (дата определяется учреждениями образования самостоятельно);
второй этап – 20 октября;
третий этап – 17 ноября;
заключительный этап – 8 декабря.
Олимпиадные задания утверждаются:
для первого этапа олимпиады – председателем оргкомитета первого этапа олимпиады (в учреждениях образования);
для второго (районного (городского), третьего (областного (Минского городского) и заключительного (республиканского) этапов олимпиады – председателем оргкомитета заключительного (республиканского) этапа олимпиады.
Задания состоят из 30 вопросов (задач) с вариантами ответов, каждый вопрос имеет только один правильный ответ. Задания включают вопросы на знание теории, проверку навыков, математические вычисления по финансовой тематике.
Критериями оценки являются баллы (от 1 до 5), которые присуждаются за каждый правильный ответ на вопрос в зависимости от уровня его сложности. Максимальное количество баллов, которое может набрать участник за правильные ответы на каждом из уровней олимпиады – 100 баллов.
Творческое задание является дополнительным и рассматривается в случае, если учащиеся из числа победителей набрали равное количество баллов. В иных случаях дополнительное творческое задание не оценивается. Рекомендованный объем письменного ответа на творческое задание составляет не более 1 страницы А 4.
Время выполнения олимпиадного задания – 60 минут. Пользование калькуляторами, телефонами и другими средствами приема-передачи информации во время решения олимпиадных заданий запрещено.