Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ (Памятка для родителей)

Дата: 21 марта 2019 в 07:08, Обновлено 29 октября в 10:32

ЧТО ТАКОЕ КИБЕРБУЛЛИНГ И КАК ЗАЩИТИТЬ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 

Кибербуллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — «бык», с родственными значениями: агрессивно нападать, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге глагол аналогичного происхождения — «быковать».
          О детской агрессии, направленной на неугодных авторитетным одноклассникам сверстников, большинство из нас знают не понаслышке. В советских школах тоже обижали хилых очкариков, слишком умных «заучек». Объектом издевательств товарищей по парте можно было стать из-за любой ерунды, стоило только ядру класса под предводительством лидера объединиться против своей жертвы. Сегодня, когда львиная доля тинейджеров большую часть свободного времени проводит в соцсетях, проблема вышла на новый уровень. Анонимные (и не только) нападения на юных пользователей в интернет-сообществах набирают обороты. И кибербуллинг уже назвали новым способом насилия над детьми.
          В семье Марины и Владимира едва не случилась трагедия: по чистой случайности отец нашел в ноутбуке личный дневник сына, где тот жаловался на травлю в соцсетях и писал, что если «быкование» не закончится, он вскроет себе вены. Мальчика отвели к психологу, который сумел вывести подростка из депрессии, разузнав всю подноготную этой истории. Оказывается, Миша в переписке ВКонтакте вступился за девочку, про которую его онлайн-друзья сняли оскорбительный ролик и выложили в открытом доступе. Детская агрессия вмиг развернулась в сторону защитника. Посыпались обидные фразы про Мишину внешность (мальчик страдает косоглазием), начался злобный троллинг в сообществах, где он состоял. Паренька изощренно доводили до белого каления ругательными СМС, пошлыми шутками. Крайне застенчивому, неуверенному в себе Мише, испытывавшему большие проблемы с налаживанием контактов с одноклассниками (и потому более или менее комфортно ощущавшему себя только в социальных сетях) хватило нескольких недель «веселой» жизни в реалиях кибербуллинга, чтобы всерьез задуматься о суициде. Благо мальчика вовремя остановили.
            Об опасном «быковании» в сети более десяти лет назад заговорили в США. Началось все с непримечательного, на первый взгляд, случая. Американский подросток Жислен Раза снял видеоролик, в котором он изображал героя фильма «Звездные войны», используя бейсбольную биту вместо светового меча. Его одноклассники, не спросив разрешения, разместили видео в интернете, где запись просмотрели миллионы людей. Через два года был создан специальный сайт с этим и производными от него роликами, спецэффектами и музыкой из фильмов — он собрал более 76 миллионов посетителей. Видео с участием Жислена стало самым загружаемым файлом 2004 года. Ярлык «ребенка «Звездных войн» (Star Wars Kid) настолько изменил его отношения со сверстниками в школе, что родители были вынуждены обратиться к психиатру, а также подать судебный иск против родителей одноклассников, разместивших это видео.
Несколько лет назад компания «Лаборатория Касперского» исследовала кибербуллинг как одно из явлений виртуальной жизни. Выяснилось: почти треть родителей (26%) узнали о том, что их ребенок подвергается травле, намного позже, чем это происходило. Больше половины пап и мам (58%) в конце концов вынуждены были вмешаться, чтобы помочь ребенку. Кто-то закрывал доступ в соцсети, кто-то вел к психологу. 13% школьников признались, что уже сталкивались с реальной травлей в классе или спортивной группе, школе искусств. Как правило, она возникала из травли виртуальной.
            Почему дети самоутверждаются, унижая других, и как защитить своего ребенка от «быкования»? Об этом и многом другом беседа с исполняющей обязанности заведующей кафедрой психологии и управления Минского областного института развития образования, психологом Ириной Ботяновской:
— Проблема травли подростков сверстниками в соцсетях, несмотря на свою кажущуюся «молодость», уже прочно обросла мифами. Например, часто приходится слышать мнение, что жертва кибербуллинга «не такая» и «сама виновата». Новенький, худой, высокий, рыжий, ребенок-«колясочник»... Перечислять можно до бесконечности. Знаю девочку-подростка, пострадавшую от травли за то, что у нее средний балл в школе — 9,9! Чаще всего речь идет об отношениях, которые складываются в детской среде. Как написано у братьев Стругацких в «Хромой судьбе»: «Против кого дружите?» Отличие, за которое травят (реальное или мнимое), выступает лишь поводом для травли. Причем поводом в данном конкретном случае и в данной конкретной группе.
— Еще говорят, что инициаторами травли становятся только несчастные дети.
— И это далеко не так. Известны акты преследования, вызванные не аффектами и желанием отомстить и самоутвердиться, а холодным расчетом. «Охотники» прекрасно справляются с гневом, умеют вести себя корректно. Вы никогда не заподозрите в этом удивительно воспитанном ребенке инициатора кибербуллинга. А еще для кого-то травля других — средство самозащиты. По принципу: меня обидели — я обижу в ответ. Инициатор травли и жертва меняются местами. Все мы не раз слышали истории о «мести» своим обидчикам.
— Буллинг проявляется только в детском возрасте?
— Это явление не имеет возрастных и иных ограничений. С возрастом меняются лишь формы его проявления. В качестве примера можно привести дедовщину, или хейзинг (hazing). Иногда травле подвергается новичок в давно сработавшемся коллективе.
— Многие родители искренне убеждены в том, что беспокоиться надо только тогда, когда имеют место факты физического насилия. Если ребенка «троллят» в социальных сетях, это можно пережить, ведь видимого вреда нет.
— Различают два типа буллинга: непосредственный, физический (толчки, удары, пинки, побои и так далее) и косвенный, который иначе еще называют «социальной агрессией» (оскорбления, клички, распространение обидных слухов, клевета, плевки в жертву или портфель, запугивание, вымогательство, изоляция, бойкот). Ко второму типу относят и кибербуллинг, который опасен именно в силу своей мнимой безнаказанности и вседозволенности. Как сказал мне один мальчик-«тролль», он издевается над одноклассником в интернете, а не в реальной жизни, потому что «за обидное слово можно и в глаз получить».
— Жертва буллинга может самостоятельно справиться с ситуацией?
— Когда человек подвергается огромной психологической нагрузке (а травля именно такой случай), он должен обладать целым арсеналом средств, чтобы побороть негативное воздействие. Но признайтесь честно: кто из нас настолько хорошо «вооружен»? Поэтому не стоит оправдывать свое бездействие словами: «Он должен сам справиться, это сделает его сильнее!» Возможно, сделает. Если не сломает.
Еще одно заблуждение: краткосрочные меры (вызов к директору, родительское собрание и тому подобное) решат все проблемы. Чего точно не следует делать с агрессорами, так это собирать их в группы для групповых форм работы, будь то беседа или тренинг. И уж тем более не стоит организовывать для них «публичную порку» и заставлять просить прощения. Невозможно разрешить проблему за счет ужесточения дисциплины, отстранения буллера от учебы или организации «терапии» для жертвы травли. Ни одна разовая краткосрочная мера тут не поможет. Буллинг — это фактически вызов всей школе. И справиться с этим вызовом можно только долгосрочной системной работой по созданию в учебном заведении атмосферы безопасности.
— Как правильно реагировать на происходящее подросткам, которые стали объектом кибербуллинга?
— В первую очередь не стоит вестись на провокацию. Потому что травля — это именно провокация. Вероятнее всего, ребенок не сможет закрыть глаза на попытку его запугать. В таком случае разумнее будет поменять полярность события: если он меня травит, значит, он выделяет меня из толпы. Значит, я лучше. Я молодец! Этим мне стоит гордиться! А уже после этого нужно найти для себя ответы на два вопроса: что во мне привлекло внимание этого человека и где я могу применить это качество во благо, раз его уже замечают другие люди, хотя я и не приложил к этому ни малейшего усилия?
— По каким признакам родители могут распознать, что их ребенок стал жертвой травли?
— Обращайте внимание на любые кардинальные изменения в жизни сына или дочери (только сами при этом не превратитесь в буллера). Например, на отношение к гаджетам. Возможно, вас порадует факт, что ребенок перестал так часто «ходить» в соцсети, но не посчитайте за труд узнать причину. При этом ни в коем случае не превращайте такую беседу в допрос. Насторожить может изменение в настроении. Школьник или излишне грустен, или, напротив, излишне весел и жизнерадостен без повода? Такое поведение может быть лишь маской. Также стоит обратить внимание на тревожный сон, проблемы при засыпании вечером и просыпании утром, разные боли. Никогда не лишним будет узнать причину, по которой бывший любитель прогулок отказывается выходить из дома. А уж тем более тревожный звонок — отказ ребенка посещать школу.
— Как в этом случае грамотно вести себя мамам и папам?
— Сразу скажу — противостоять травле трудно. Ведь фактически это означает пойти против общественного мнения. Для этого нужно иметь недюжинную силу духа. И этот барьер, впрочем, как и любой другой, нельзя брать с наскока. Способность противостоять воле большинства не развивается за один день. И, вероятнее всего, вашему ребенку понадобится ваша помощь. Как говорит английская пословица: не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя.
В качестве долгосрочных рекомендаций могу сказать только одно: просто общайтесь с вашими детьми. Не контролируйте, а именно общайтесь. Говорите. Болтайте. Трещите без устали. По телефону ли, в скайпе или где-то еще. Я не призываю всех сразу заделаться лучшими друзьями для своих детей. Но хотя бы не становитесь для них чужаками!

Памятка для родителей

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ

          «Информационная безопасность детей» - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

1) информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, бродяжничеством или  попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая  противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

1) информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

 

Общие правила для родителей

Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.

Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов ( blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис  Вашего ребенка. Странички  Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)

Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

Возраст от 7 до 8 лет

В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

 

Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет

  • Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
  • Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
  • Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  • Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
  • Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
  • Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
  • Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
  • Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
  • В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
  • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
  • Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Возраст детей от 9 до 12 лет

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.

  • Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.
  • Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему,  что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.
  • Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  • Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
  • Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
  • Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
  • Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
  • Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
  • Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
  • Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.
  • Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
  • Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

Возраст детей от 13 до 17 лет

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете. Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей.  Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми.  

 Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете.  Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет

  • Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
  • Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
  • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  • Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
  • Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
  • Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
  • Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
  • Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
  • Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
  • Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
  • Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
  • Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
  • Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.