Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
Сформированность учебных умений и навыков.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период. Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения и рисунки, схемы и т. п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.
Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:
– слушать учителя;
– выделять главную мысль сообщения;
– связно пересказывать содержание текста;
– отвечать на вопросы к тексту;
– ставить вопросы к тексту;
– делать содержательные выводы на основе полученной информации;
– письменно выражать свою мысль;
– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
– адекватно оценивать результаты собственной работы.
Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и вывод.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся. Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т. д.
Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня.
Индивидуальные особенности и склонности детей.
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.
Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддержать. Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Хотите вырастить одаренного ребенка?
В помощь вам – советы американского педагога и психолога Девида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети.
∙ Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
∙ У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
∙ Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
∙ Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
∙ Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.
∙ Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
∙ Я стараюсь показать ребенку интересные места.
∙ Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.
∙ Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.
∙ Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
∙ Я никогда не наказываю ребенка унижением.
∙ Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.
∙ Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
∙ Я приучаю ребенка к чтению с детства.
∙ Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
∙ Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.
∙ Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.
∙ Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки. Я хвалю ребенка за учебную инициативу.
∙ Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
∙ Я позволяю играть ребенку со всяким хламом. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
∙ Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
∙ Я помогаю ребенку быть личностью.
∙ Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
∙ Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: « Я это тоже не умею».
∙ Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
Если вы согласны с 20 % этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальным.
Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50 % у вас все должно получиться, у вас есть на это шансы.
Если вы выполняете эти советы на 90 %, дайте больше свободы ребенку и себе.